Агрономия.ру - портал о сельском хозяйстве в России
Новости arrow август 2007 arrow Как по маслу
 
Главное меню
Новости
Пресса
Контакты
Поиск
август 2007
Сентябрь 2007
Октябрь 2007
Ноябрь 2007
О ресурсе

Агрономия.ру - информационный портал о сельском хозяйстве в России, призванный приносить оперативную информацию о ситуации в сельскохозяйственном секторе экономики страны. Читайте все самые последние   новости агрономии, сельского хозяйства и ландшафтного дизайна на нашем сайте.

Как по маслу Печать E-mail
10.10.2007 г.
Растут цены на продовольствие, но сельхозпроизводители этому не рады.

Не иначе, как удар по семейному бюджету, расценил обычный рядовой покупатель внезапный и быстрый, словно цепная реакция, рост цен на самые необходимые продовольственные товары - хлеб, молоко, растительное масло, соль. Причем, не в одном - двух регионах, а, как сообщают корреспонденты "РГ", практически повсеместно

Буренка в дефиците


Про ситуацию на хлебном рынке, о причинах роста цен и мерах по их сдерживанию газета уже писала (в 213 за 26 сентября). Но причины у такого явления, как "групповое подорожание", выяснилось, вовсе неодинаковы.

- Ну, ладно, я понимаю, на зерновые на юге неурожай - сразу цены на хлеб подскочили, но почему так же точно, еще круче пошли вверх цены на подсолнечное масло, на молоко? - недоумевает пенсионерка Антонина Краева, в прошлом инженер-строитель, с которой разговорились у прилавка одного из ярославских магазинов. - И ведь не на рубль - два дорожает все, а в полтора раза. Бутылку масла можно было еще неделю назад купить за 30 - 33 рубля, а сейчас уже к 50-и цена подбирается. И какой пенсии хватит поспеть за такими темпами?

Примерно такое же положение с молочными продуктами, которые подросли в считанные дни на 30 - 40 процентов. Причины аналитики называют самые разные, вплоть до повышения спроса на молоко в Китае, где решено, как утверждают, довести потребление на каждого человека до 100 граммов молока в день - чтоб здоровее были. А это ж какая часть мирового рынка - немереная! Да еще речь идет о недавно образовавшемся после эры перепроизводства молока дефиците молочного сырья в Европе. По разным причинам, в том числе и по причине умелой борьбы с этим самым перепроизводством молочных рек.

Но на самом деле причины могут оказаться к нам гораздо ближе. К примеру, по данным статистики, на 1 сентября молочное стадо насчитывает в Ярославской области 61644 головы - это на 2426 коров меньше, чем было на тот же период в прошлом году. И хотя удои от буренок выросли - на семь процентов к прошлому году, они, по мнению специалистов, не перекрывают ущерб от продолжающейся убыли молочного стада и соответственно производства молока.

- Эта проблема у нас в стране назревала давно, - комментирует ситуацию заместитель губернатора Ярославской области Михаил Боровицкий. - Из года в год идет сокращение молочного стада в хозяйствах. Частник тоже бросает это дело. Старшим становится не под силу уход за скотом, молодые не хотят заниматься. В итоге за два с небольшим года поголовье коров в частных дворах с 25 тысяч снизилось до 15 тысяч голов. Какое-то повышение надоев, правда, есть, но это не перекрывает требуемого объема. Между тем потребление растет, и мы каждый год наращиваем закупки молочной продукции из-за рубежа. А страны Евросоюза сейчас сами стали испытывать недостаток молочной продукции, цены растут и там. Точнее - выросли на литр молока за последнее время почти вдвое. В итоге крупнейшие перерабатывающие компании и российские, и зарубежные засылают гонцов-закупщиков сырья с наказом покупать его чуть ли не по любой цене. При такой ситуации ярославские перерабатывающие заводы вынуждены были поднять закупочные цены на молоко до 15 рублей за литр. Понятно, что пока молоко дойдет потом до прилавка, оно обрастет еще и надбавками.

Арифметика литра и килограмма


- Пусть никто не думает, что цены на продовольствие поднимаются за счет товаропроизводителей, - категорически заявляет Александр Горшков, директор СПК "Племзавод "Стародворский", депутат законодательного собрания Владимирской области. И предлагает вместе с ним произвести несложные расчеты.

В 2003 году килограмм зерна стоил шесть рублей, а буханка хлеба - пять, в 2006 году зерно было уже по три рубля, а хлеб - девять рублей, в нынешнем - за зерно платят по шесть рублей, а за хлеб уже по 12 рублей. Так что выявить здесь какую-либо зависимость роста цен от аппетитов крестьян невозможно.

Далее. В прошлом году рентабельность зерна в "Стародворском" составляла 83 процента, а в нынешнем - 27 процентов. Откуда такая разница? А вот откуда: удобрения с 2006 по 2007 год подорожали с 3500 рублей до 5700 рублей за тонну. Если в прошлом году энергоносители составляли всего 10 процентов в себестоимости продукции, то в этом - 34 процента! Новая техника подорожала в два раза, ГСМ и запчасти - в 2 - 3 раза, но при этом зарплату хозяйство вынуждено было оставить на прежнем же уровне - иначе не свести концы с концами.

- Я объездил 32 страны мира, и везде сегодня в стоимости пакета молока или булки хлеба 60 - 70 процентов - затраты сельских производителей, а 30 - 40 процентов делят переработка и торговля. У нас крестьянская доля всего 25 - 30 процентов, - не без возмущения говорит Горшков. - Вот здесь и надо вмешиваться государству, устанавливать правила игры.

- А производство мяса для нас и вообще разорительно, - продолжает руководитель хозяйства. - Заниматься этим убыточным направлением - 56 процентов рентабельности! - заставляет только потребность в воспроизводстве стада. Арифметика тут простая. Отпускная цена одного килограмма говядины в убойном весе - 50 рублей. А на его производство мы тратим пять килограммов концентратов по шесть рублей - всего 30 рублей, да еще других кормов на 14 рублей, плюс зарплата, плюс амортизация помещения, техники, затраты на энергоносители. В сумме получается 74 рубля расходов на производство килограмма мяса. Затраты переработчиков выводят этот килограмм на 93 рубля, а продается он уже - по 200 рублей. Это без учета шкуры, ливера, языка, за которые нам не платят, но продают. К примеру, тот же килограмм языка - по 200 рублей, ливер - по 110 - 120 рублей. Мы посчитали, что таким образом с каждой коровы они получают дополнительно 3,5 тысячи рублей. Мы растим ее два года, и фактически возвращаем 50 процентов затрат, а перекупщик получает 50 процентов за один день! Так что при таком диспаритете цен торговля мясом сегодня приносит колоссальное богатство, но только не тем, кто его производит.

Мы сдаем молоко жирностью 3,4 процента, в магазине оно продается 3,2 процента жирности и ниже. Причем магазинные цены, как правило, значительно перекрывают наши сезонные повышения, хотя говорить о повышении их затрат не приходится: энергоносители сейчас пересматриваются всего один раз в год с 1 января. Словом, выигрывают дважды - на жирности и на цене.

Если цены проверить глубже, то уверен, объективно их можно снизить на 25 - 30 процентов. Нужно обуздать переработку и торговлю, которые сегодня жируют за счет людей.

Проигрышная конкуренция


- Если кто-то думает, что рост цен очень выгоден переработчикам молока, то глубоко ошибается, - вступает в дискуссию с владимирским коллегой директор Даниловского маслосырзавода Ярославской области Александр Питерский. - К примеру, прибыль нашего предприятия составила за первое полугодие всего-навсего 61 тысячу рублей. Да и не назвал бы я нынешнее изменение цен на молочную продукцию ростом - цены просто прыгают. Двадцать три года работаю директором предприятия, подобной ситуации не припомню.

По утверждению Питерского, даниловцы не могут позволить себе резко поднять закупочные цены на молоко, приобретаемое у местных хозяйств, и платят за литр молока около 10 рублей, хотя переработчики из Рыбинска и Ярославля платят чуть выше. Конкуренцию на местном молочном рынке ярославцам составляют столичные вояжеры. При этом они забирают как раз качественное молоко из крупных и хорошо оснащенных хозяйств - московские фирмы могут предложить и 12, и 13, а то и до 16 рублей за килограмм.

- Им это не в убыток, и мы тут им не конкуренты, - говорит директор Даниловского маслосырзавода. - Значит, нам остаются более мелкие производители, где и санитария похуже, и оборудование постарее. Соответственно, молоко более низкого качества. Значит, наши затраты на переработку такого сырья выше. Тем не менее, продукцию мы выпускаем качественную. В нынешнем сентябре три вида нашей продукции, которые мы представили на российскую выставку в Адлере, получили золотые медали за качество - крестьянское масло, сыр "Даниловский" и молочный напиток с лактулозой. Потому что, несмотря на все рыночные веяния и передряги, мы продолжаем твердо соблюдать наш основной принцип - работать только на натуральном свежем сырье.

Считаем дальше. Около 80 процентов сырья даниловское предприятие вывозит с ферм заводским транспортом, тем же хозяйствам, которые доставляют продукцию своими машинами, мы компенсируем часть затрат на перевозку. А литр бензина сегодня стоит 17,5 рубля. И это еще за счастье, поскольку цена его немного стабилизировалась. Зато стоимость газа с нового года обещают поднять чуть ли не на 40 процентов, не замедлит с ростом цены и электроэнергия. Между тем, доля энергоносителей в стоимости готовой продукции весьма существенна.

- При этом цены мы держим, сообразуясь с рынком, но не по верхним пределам, - утверждает Питерский. - К примеру, даниловский брикет сливочного масла в ярославских магазинах в полтора раза дешевле, чем в Вологде - вологодское. К слову, конкуренцию, которую составляют нашим предприятиям крупные столичные фирмы, выдерживают далеко не все ярославские перерабатывающие заводы. Не работает Пошехонский, на грани банкротства Пречистенский, Любимский, Некрасовский, сложное положение в Ростове и Переславле-Залесском. Выход видится все-таки в том, чтобы государство действительно повернулось лицом к своим сельхозпроизводителям, и не полпроцента закладывать на поддержку села в бюджет, а реальные серьезные средства. Поскольку уже сейчас мы половину необходимой молочной продукции завозим из-за рубежа. Мы переступили порог продовольственной безопасности.
комментарий

Михаил Боровицкий, заместитель губернатора Ярославской области

- Выход мне видится только один - надо опережающими темпами развивать свое молочное животноводство. Сегодня мы на грани - производим молока столько, сколько потребляем. Но мы должны понимать, что в ближайшее время уровень потребления вырастет примерно на 100 килограммов в год на одного человека, - население готово потреблять больше молочных продуктов. И надо успевать за этим спросом. Предстоит активно вкладывать средства в молочное животноводство, оказывать помощь развивающимся хозяйствам.

Поэтому в области сейчас осуществляются меры по развитию отрасли. К концу года, например, в хозяйствах около 20 молочных ферм будет сдано новых или реконструировано. Задача стоит - в течение ближайших 5 - 6 лет каждый год реконструировать либо строить заново не менее 8 - 10 тысяч скотомест. Только тогда мы этой ситуацией сможем управлять.

Для этого процесс надо стимулировать. А это значит, надо обеспечить прежде всего доступность кредитов для сельхозпроизводителей. На это работает, в частности, специально созданная областная информационно-консультационная служба, которая помогает хозяйствам оформлять ссуды, регистрировать право собственности на землю и недвижимость, рассчитывать прибыльность проекта и так далее.

Процентная ставка кредита сейчас производителям на селе возмещается практически на 100 процентов (за счет федерального и местного бюджетов). Два последних года мы из областной казны возмещаем 25 процентов затрат на закупку высокопродуктивного племенного скота. Есть помощь и по закупке техники на модернизацию ферм. Словом, перспективы есть, хотя процесс этот не быстрый. Чтобы по-настоящему переломить ситуацию с увеличением производства молока требуется минимум четыре года.

Между тем

Банки прекратили финансирование новых объектов, запланированных к строительству в рамках национального проекта "Развитие АПК", - такая информация прозвучала на одном из недавних заседаний правительства Ярославской области. Как заявила заместитель губернатора области Ирина Скороходова, это вызывает серьезную тревогу у региональных властей. На встрече членов областного правительства с главой Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным она привела пример: чтобы добиться открытия кредитной линии на строительство одного из важных животноводческих объектов, представителям области пришлось вести долгие переговоры как в профильных министерствах, так и в правлении банка.



 
« Пред.   След. »
 
© 2024 Агрономия.ру - портал о сельском хозяйстве в России